История Тадж-Махала, хотя бы в какой-то мере известна каждому. Наверное, и без неё поразительное здание могло бы стать символом Индии, но печальная легенда об огромной любви, такая простая и от этого невероятно пронзительная и берущая за душу, придаёт Тадж-Махалу невероятно романтический ореол. От этого мавзолей перестаёт быть просто красивой архитектурой, а становится чем-то гораздо большим, что очень сложно передать обычными словами. Смотря на невероятно светлое, белоснежное, большое, но кажущееся невероятно лёгким, здание, ощущаешь что-то такое, от чего щемит сердце, а к горлу предательски подкатывает комок.

Известно, что здание мавзолея для Мумтаз Махал – любимой жены Шаха Джахана – строили на протяжении двадцати двух лет силами более двадцати тысяч человек, а уникальный белый мрамор привозили из места, находящегося за три сотни километров от масштабной стройки. 

Во всех этих цифрах как будто сквозит ничем неизмеримая скорбь человека, обладающего многим, но лишившегося самого дорогого, без чего все камни, золото и даже целый гарем оставшихся жён не имеют никакой ценности. Граничащая с безумием задумка воплощалась в жизнь, чтобы стать вечным напоминанием об этой любви. И если Шах Джахан что-то и мог сделать для своей любимой Мумтаз, то ничего более трогательного и грандиозного придумать, наверное, было просто невозможно.Перед мавзолеем разбит очень красивый парк, который превращает подход к Тадж-Махалу в некое священнодействие, подготавливает ко встрече с уникальным творением человеческих рук.  

Считается, что мир мог бы увидеть и чёрное отражение Тадж-Махала – такой мавзолей Шах Джахан по легенде хотел построить для себя на другом берегу реки Джамны. Результаты археологических раскопок говорят о том, что строительство даже было начато – по приказу Шаха Джаханы там были разбиты сады, подобные тем, что находятся перед Тадж-Махалом.

Но чёрный мавзолей сейчас можно увидеть только на стилизованных открытках в интернете: сын Шаха Джахана не дал этим планам осуществиться, ибо страна и так понесла серьёзные убытки. Он заточил отца в Красном Форте Агры, где безутешный вдовец провёл девять лет, смотря из окна на прекрасный Тадж-Махал и вспоминая о своей жене. Поэтому белоснежный Тадж-Махал так и стоит один – потрясающе красивый, роскошный, но при этом не кричащий, а благородный и сдержанный. Памятник любви – безрассудный, как и сама любовь.